Спецраздел - Волшебные существа

Дети облака

Часть 2

Рожденные облаком

Самым известным, представительным и наиболее гармоничным созданием фантастической зоологии является кентавр (греч. — KentauroV) — существо с торсом человека и телом лошади. Именно кентавров мы представляем себе в первую очередь, когда речь заходит о миксантропических существах.

    Миксантропические существа (от mix — смешивать и antropos — человек) — вымышленные создания, сочетающие черты человека и животного.

    Кентавров придумали древние греки, представляя их (первоначально) в виде людей с обычными ногами, сзади у которых был конский круп. Но прежде чем начинать разговор о месте кентавров в эллинистической мифологии, следует кое-что уточнить. Все древнегреческие легенды носят очень специфический характер, и даже будучи отредактированными для школьных учебников, все равно содержат, мягко говоря, спорные сцены.
    Если не вдаваться в подробности, то быт олимпийских героев и богов был удручающе однообразен — секс, еще раз секс (много секса), потом — попойка и драка. Под этот заманчивый шаблон подходит большинство эллинистических мифов, в том числе — и о рождении кентавров.

    Происхождение слова “ кентавр ” точно не известно. Возможно, что оно образовано от “гандхарва” — в ведической мифологии так звали младших богов, правящих конями солнца.

    Легенда о появлении кентавров по меркам всего древнегреческого эпоса сравнительно молода — да и вообще, эти существа никогда не были главными участниками мифов, выступая периферийными персонажами.
    В более-менее связанном виде появление кентавров описывается схолиями (комментариями) к “Аргонавтам” Аполлония Родосского. Там говорится о царе Иксионе , правившем в Фессалии (горное побережье Греции). Этот монарх приходился внуком богу войны Аресу и, как следствие, по своей внутренней сути был редкостной сволочью.

    Женившись на дочери царя Деионея, он пообещал последнему богатые дары. Однако перед приездом тестя Иксиона стала “душить жаба”. Подумав, он приказал выкопать яму, разжечь там огонь и замаскировать ее досками. Деионей упал ловушку и погиб, а в наказание за это преступление на Иксиона напала богиня безумия Лисса.
    Никто из богов не желал вылечить мерзкого царя от его болезни. В конце концов Зевс сжалился над ним, исцелил от всех психозов и пригласил к себе на пир. Однако Иксион, видимо, не извлек для себя никаких уроков из случившегося: прибыв в чертоги богов, он тут же начал склонять жену Зевса — Геру — к интиму. Гера не прониклась этой идеей и нажаловалась мужу. Тот сначала не поверил (ведь домогаться жены верховного божества может только законченный идиот) и решил провести небольшой эксперимент. Из облака он создал точную копию Геры (некоторые исследователи считают, что впоследствии это существо получило имя “ Нефела ” и стала богиней облаков) и послал ее в спальные покои Иксиона.

    В пятой книге своей поэмы “О природе вещей” Лукреций утверждает, что существование кентавров невозможно, ибо лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и кентавр в три года был бы взрослым конем и вместе с тем — лепечущим младенцем. Такой конь умер бы на пятьдесят лет раньше, чем человек.

    Иксион искренне обрадовался и, выражаясь библейским языком, быстренько “познал” двойника Геры. Все бы ничего — но позже Иксион стал публично хвастаться тем, что наставил рога самому Зевсу. Разгневанный небожитель поступил с любвеобильным царем очень креативно — он приковал его к крутящемуся огненному колесу и низвергнул в Тартар (по другим версиям — запустил эту “карусель” в небо).

    После случившегося облако забеременело и произвело на свет кентавров, описываемых в легендах как “надменный род, чуждый харитам” (хариты — богини красоты). В некоторых древних источниках кентавры также называются “иксионидами” — по имени их отца.
    По альтернативной версии кентавры произошли от Кентавроса — сына Иксиона и Нефелы, либо от бога солнечного света Аполлона и богини юности Гебы.
    Так или иначе, от связи между облаком и подлым царем не могло родиться ничего хорошего. Кентавры были разумны, но дики, буйны нравом, любили подраться, а больше всего — выпить. Первоначально они жили у подножия гор Эта и Пелион в Фессалии. Но из-за гнусного характера кентавры постоянно конфликтовали с людьми и, в конце концов, были изгнаны оттуда — считается, что позже они, наряду с сатирами, влились в свиту Диониса, а также были приняты под покровительство морского бога Посейдона.

    В “Пире семи мудрецов” Плутарх шутит, что один из пастухов коринфского тирана Периандра принес своему господину в кожаной сумке новорожденного детеныша кобылы, у которого были лицо, голова и руки человеческие, а все прочее — лошадиное. Плакал он, как ребенок, и все решили, что это было зловещее знамение. Мудрец Фалес, осмотрев его, рассмеялся и сказал Периандру, что он не одобряет наклонности его молодых пастухов.

    Это интересно

  • Лошадь (Equus) была одомашнена человеком примерно 3 тысячи лет назад. Интересно, что лошади имеют на ноге всего один палец, покрытый прочным роговым чехлом (копыто). Продолжительность жизни этого животного — примерно 25 лет, вес — от 600 кг до 1,5 т. Максимальная скорость, развиваемая скаковой лошадью — до 80 км/ч . К лошадям относятся также и ослы, полуослы (кулан), зебры, лошади Пржевальского и тарпан (ныне истребленный). Интересно, что греческая мифология не упоминает о кентаврах-человекозебрах или человекоослах.
  • История знает случаи сращивания двух существ в одно целое — так называемые “сиамские близнецы”. Это явление имеет давнюю историю (документированную с начала прошлого тысячелетия), однако нарицательным оно стало лишь после рождения братьев Энг и Чанг (“правый” и “левый”) в Сиаме (Таиланд). Монахи объявили их предвестниками конца света, король подписал им смертный приговор, и очень неохотно разрешил шотландскому купцу Роберту Хантеру вывезти их из страны. Братья прожили до 62 лет и оставили после себя 21 ребенка. Однако “сиамские близнецы”, частота появления которых приблизительно равна 1 случаю из 100 тысяч, не являются прообразом кентавра, ведь естественное межвидовое “скрещивание” человека с животным невозможно.
  • Развитие клонирования дало ученым возможность вводить стволовые клетки человека в эмбрионы животных, получая в итоге существа, имеющее некоторые биохимические сходства с людьми (однако о морфологическом смешивании речь пока не идет).

Продолжение следует...

Feona

Hosted by uCoz