Спецраздел - Волшебные существа

Дети облака

Часть 4

    Кентавры вблизи

Откуда все же взялся образ кентавров? Он не мог возникнуть на пустом месте — кентавры, как и почти все другие вымышленные существа, должны иметь некие прообразы.

    Популярна теория о том, что кентавры появились в искусстве Вавилона во 2-м тысячелетии до нашей эры. Предполагается, что кочевники-касситы, сражавшиеся за доминирование на Ближнем Востоке, поклонялись тотемному существу — крылатой лошади с лицом человека.
    Также возможно, что захватчики, сидевшие верхом на конях, могли восприниматься некоторыми ближневосточными народами, как единое существо (отсюда и мифическая агрессивность кентавров). В пользу этой теории говорит история завоевания Южной Америки, когда индейцы также часто видели в конных конквистадорах волшебное существо. В любом случае, древние греки, “знакомые” с одомашненными лошадьми, вряд ли могли вообразить себе такое — поэтому наиболее резонным является предположение, что они усвоили образ кентавра из других, более древних культур.

    Никогда еще индейцы не видели лошадей, и показалось им, что конь и всадник — одно существо, могучее и беспощадное. Луга и поля были заполнены индейцами, бегущими в ближайший лес.
    Берналь Диас дель Кастильо (1492-1584), испанский конквистадор

    При изучении образа кентавров в искусстве часто возникает вопрос — какого они были пола? Многие исследователи полагают, что излишняя сексуальная озабоченность этих существ была вызвана отсутствием женщин в их обществе — хотя об общественном устройстве кентавров говорить можно лишь условно. У них не было своего государства, они не строили домов, а жили в пещерах и не признавали над собой ничьей власти, уважая мнение лишь самых авторитетных собратьев (например, Хирона).
    На самом деле женщин-кентавров было мало — возможно это отчасти объясняет маниакальные повадки мужских особей — но они все же были. Можно вспомнить “Метаморфозы” Овидия, рассказывающие о Гилономе — красивой кентаврице (за неимением более точного термина будем называть ее так), которая не смогла пережить потери своего возлюбленного Киллароса, павшего в разгаре кентавромахии. Обезумевшая от горя Гилонома покончила жизнь самоубийством, бросившись на копье, которым он был убит.

    Кентаврицы — это эпизодические персонажи, а не актуальные участницы мифов. Они упоминаются лишь в некоторых произведениях, и всей своей сущностью (красота, преданность, любовь) противоречат типовому образу необузданного, дикого кентавра.
    Что касается упомянутых повадок и общественного устройства, то здесь кентавры мало отличались от стадных животных. Гесиод в “Теогонии” говорит: “Беззаконие уничтожит этот город, как это сделали кентавры — поедатели сырого мяса”. Следовательно, кентавры не знали огня, или, как минимум, не использовали его в быту (об этом косвенно свидетельствует то, что Геракл разогнал кентавров горящими бревнами).
    Из этого также следует тот интересный факт, что, несмотря на свое “лошадиное” происхождение, кентавры были всеядными, употребляя в пищу и мясо (видимо, добывая его на охоте). Это значительно удаляло их от лошадей и приближало к людям. Однако на самом деле единственное, что роднило классических кентавров с человеком — способность к мышлению и речи. Хотя святой Иероним отказывал им в даже последнем.

    При этом... (кентавр)... проскрежетал неведомо что, перемалывая, а не выговаривая слова своей ужасной пастью...
    Святой Иероним, “Житие блаженного отшельника Павла”

    Внешность кентавров особых вопросов не вызывает. Их человеческое тело “врастало” в лошадиное на уровне талии и ничем особым не выделялось — разве что стоит сказать, что кентавры почти всегда изображались бородатыми (что логично, ведь при своей нецивилизованности они вряд ли стали бы бриться). Их значительная физическая сила дает возможность предположить, что жирных или тощих кентавров не было — все они находились в отличной форме и могли похвастаться “греческой” рельефной мускулатурой. Одежды кентавры, как правило, не носили — хотя Хирон часто изображается в коротком плаще, что, вероятно, должно было подчеркивать его “человечность”.
    В средневековье кентавры рассматривались церковью как демоны. Эти существа были надолго забыты, изредка упоминаясь бестиариями, а позже стали использоваться в качестве аллегорического образа живой природы в пасторальной живописи и легкомысленных романтических поэмах.

    Положение существенно изменилось в 19-20 веке. После долгого периода “спячки” кентавры как бы родились заново — на этот раз в литературе. Однако от их прежнего образа почти ничего не осталось — он был существенно переосмыслен писателями, что сделало кентавров более спокойными и цивилизованными.
    Как говорилось выше, Хирон хорошо разбирался в астрономии и астрологии. Это обстоятельство впоследствии было распространено на всех кентавров. Считалось, что если уж они — дети природы, то просто обязаны уметь находить с ней общий язык, легко читая судьбу по звездам. Известная писательница Джоан Кэтлин Роулинг в своей первой книге “поттерианы” — “Гарри Поттер и философский камень” — обыграла данную черту кентавров. Садовник Хагрид, блуждая по Запретному лесу, не смог добиться от них ничего более вразумительного, чем таинственная фраза: “Марс сегодня ярче, чем обычно” (намек на грядущую беду).

    Они, понимаешь, умные, кентавры-то... Знают про всякое разное... А вот трепаться не любят.
    Хагрид, “Гарри Поттер и философский камень”

    В “Хрониках Нарнии” Клайва Стейплза Льюиса кентавры также являются олицетворением природы — звездочетами и прорицателями. Пирс Энтони в своих книгах серии “Ксант” (Xanth) уделяет кентаврам, пожалуй, даже большее внимание, чем остальным существам. Люди-кони там выступают полноправными персонажами, героями невероятных приключений, а не просто разумными животными (например, книги “Долина Прокопиев”, “Источник магии”, “Заклинание для хамелеона”).
    В той или иной форме кентавров можно встретить не только в фэнтези, но и в научной фантастике. Здесь можно вспомнить продвинутую расу андалитов (кентавры-инопланетяне) из книжной и телевизионной серии “Аниморфы”, придуманную Кэтрин Элис Эпплгейт, а также диковатую расу иштарианцев из романа Пола Андерсена “Планета огня”. Последние больше всего напоминали земных кентавров, так как технологически они были развиты гораздо хуже землян, и принципиально не носили одежду.

    Если продолжать перечисление инопланетных кентавров, то следует назвать высокоразвитых “Кукольников Пирсона”, или просто “Кукольников” из “Легенд освоенного космоса” Ларри Нивена — правда, у них было всего три ноги, а вместо человеческого тела — змеиная голова. В общении с людьми эти существа предпочитали называть себя именами, аналогичными тем, что были у древнегреческих кентавров — Хирон, Несс, и т. д. “Кукольники” отличались врожденной трусостью, вернее говоря, осторожностью, и консерватизмом.
    Титаниды — обитатели спутника Сатурна, упоминаемые в книге Джона Варли “Титан”, были точной копией “земных” кентавров. Клемент Хол в своем романе “У критической точки” описывал обитателей планеты Тенебра, также весьма похожих на кентавров (множество конечностей, примитивный образ жизни, использование копий). Также можно упомянуть Ведранов, придуманных Джином Родденберри — автором знаменитейшего “Стар Трека”. Его кентавры, живущие на планете Тарн-Ведра, были самыми мирными и в то же время самыми могущественными созданиями в галактике.

 

Продолжение следует...

Feona

Hosted by uCoz