Исторический калейдоскоп

Историческое фэнтези — не отдельное направление, а авторский прием, привязка сказочно-магической фантастики к реальному прошлому или его героям. У каждого писателя — свой подход к использованию этого приема, но несколько общих методов здесь выделить можно.
    Один из популярных методов — сюжет книги разворачивается в мире, “позаимствованном” из реальной истории — разумеется, с некоторыми изменениями. Например, в трилогии Роберты Мак-Эвой “Трио для лютни” действие происходит в Европе эпохи Возрождения, преимущественно в Италии. В этом мире, похожем на наш, существует магия, ее адептами являются люди творческие, такие, как Леонардо да Винчи и Рафаэль. Почти по той же схеме построен цикл Сары Дуглас “Суровое испытание”. Европа 14 века: эпидемия чумы, церковный кризис, разгул инквизиции... Английский дворянин Томас Невилл выполняет секретное поручение Ватикана. Приключения главного героя разворачиваются на фоне исторических событий — например, крестьянского восстания Уота Тайлера.

          
Большое значение авторы таких произведений придают псевдореалистическому фону, почти неотличимому от нашего прошлого. Вымышленное итальянское княжество Монтефолья (“Кольца духов” Лоис Макмастер Буджолд) или задворки феодально раздробленной Европы (“Рыжий Джейми” Гордона Диксона) — антураж вполне исторический. Но раз в этих мирах прочно прописывается магия, перед нами не просто авантюры в стиле Дюма, а волшебные сказки, основанные на истории.
    Бывает, что авторы настолько далеко заходят в создании собственного мира, что от подлинного исторического периода остается лишь вывеска. “Молот и крест” Гарри Гаррисона и Джона Холма, “Эпоха безумия” Грегори Киза или “Рыцарь-дракон” Гордона Диксона — исторические элементы налицо, но лишь поначалу. С каждой новой страницей история становится все менее значимой частью повествования, уступая натиску буйной фантазии авторов.
   Иногда в качестве антуража фэнтезийных сюжетов писатели используют лишь отдельные исторические события. Например, Эстер Фриснер в романе “Вчера мы видели русалок” рассказывает о великом плавании 1492 года. Корабли Колумба из-за козней джинна оказались вместо Америки в волшебном Новом Свете, где правит легендарный Пресвитер Иоанн и обитают магические существа: драконы, грифоны, феи, русалки. В другом романе Фриснер богиня Венера накануне покушения на Цезаря убеждает Брута отказаться от зловещего замысла (“Дитя Орла”).
   В подобных книгах можно заметить влияние криптоистории — особого направления исторической фантастики, в основе которой — рассказ о мистической изнанке реальных событий. Вы знаете, что отцы-основатели США Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон в войне против британцев использовали магию? Не верите — прочтите роман “Две короны для Америки” Кэтрин Куртц. А кто на самом деле спас Европу от турецкого нашествия, когда несметное войско османов стояло под стенами Вены? Нет, не польский король Ян Собесский, как написано в учебниках, а вышибала венского трактира Брайан Даффи (“Черным по черному” Тима Пауэрса). А кто помог Роберту Брюсу завоевать свободу для Шотландии? Оказывается, уцелевшие рыцари-тамплиеры использовали для этого магический камень Судьбы (цикл “Храмовники” Куртц и Деборы Харрис). Октябрьская же революция и прочие великие потрясения, выпавшие на долю нашей родины — плод действия дьявольских сил (“Око силы” Андрея Валентинова).
    Еще один творческий подход — произведения, в центре которых стоит реальная историческая личность, впутанная в невероятные магические события. Вот английский король, воитель и бродяга Ричард Львиное Сердце. Постоянно ищет приключения на свою голову — то Гроб Господень у сарацин отвоюет, то в тюрьме сидит. Выиграл кучу битв, но ни одной войны. И вот на помощь Ричарду приходит любящая мамаша. Пока король со своими крестоносцами бесцельно топчет землю Палестины, Элеонора Аквитанская ради победы в войне заключает договор с Дьяволом. Ставка — бессмертная душа Ричарда (цикл “Дьявольская сделка” Джудит Тарр).
    Этой же писательнице принадлежат книги о роковой любви Александра Македонского и египетской жрицы (“Властелин двух земель”) и о магических испытаниях царицы Клеопатры (“Трон Изиды”). Дэвид Геммел в македонской дилогии повествует о непростых отношениях Александра Великого и его верного полководца Пармениона. Им и друг с другом разобраться надо, и орды Хаоса приструнить!
    Граф Сен-Жермен — личность крайне таинственная, до сих пор неизвестно, кем он был на самом деле. Хитрюга Челси Куинн Ярбро сделала человека-загадку героем длиннющего сериала, превратив его в бессмертного вампира. Как удобно, ведь можно переносить действие в самые разные эпохи! И приключений море, на любой вкус...
    Солидный пласт фэнтези основан на классической мифологии — античной, скандинавской, кельтской. Конечно, фрагменты истории в таких книгах незначительны. Но львиная часть мифологии имеет под собой некую реальную основу. Поэтому “Туманы Авалона” Мэрион Зиммер Брэдли, “Война богов” Пола Андерсона, “Диомед, сын Тидея” Андрея Валентинова, “Белый ворон” Дианы Паксон и другие подобные произведения традиционно причисляются к историческому фэнтези.
    Наконец, есть книги, в которых фантастические элементы играют весьма незначительную роль. Это приключенческие, любовные, детективные, психологические исторические романы с элементами фэнтези или мистики. Например, известная английская писательница Мэри Стюарт, сочиняя цикл о Мерлине, позволила себе довольно сильно отойти от стереотипов классической артурианы. Ее трилогия — превосходные исторические романы, насыщенные драматизмом и психологией. Фантастика у Стюарт малозаметна, необычные способности Мерлина даже магией назвать сложно.
   Или роман Криса Хамфриса “Французский палач” — отличная авантюра в духе Александра Дюма и Рафаэля Сабатини. Герои носятся по Европе 16 века, переживая опасные приключения. Много внимания автор уделяет бытовым подробностям позднего средневековья. Но главный движитель интриги — отрубленная кисть королевы Анны Болейн, ключ к магическому могуществу. Это позволяет отнести роман к историческому фэнтези.
    Элементы фэнтези незначительны и в книге Пола Андерсона “Мать королей”. Перед нами добротное описание Норвегии 10 века, в центре сюжета — судьба Гуннхильды, жены короля Эйрика Сильного. Героиня владеет саамской магией, которая оказывает ей кое-какую помощь в жизни. Однако упор в книге делается на описание политических и любовных интриг.
    А автор детективов Джон Диксон Карр переносит героя романа “Дьявол в бархате” профессора истории Фентона из века двадцатого в Лондон времен Карла Второго. Писатель увлеченно, сочными мазками рисует портрет английской столицы конца 17 века, заваливая читателя познавательным материалом и прилагая запутанную детективную интригу. А чтобы объяснить перенос героя во времени, да еще с соблюдением нужных условий, приплетается невероятное пари с самим Дьяволом! Вот вам и фэнтези...

Demonit

Hosted by uCoz